Стили интерьера и мебели
Романский стиль господствовал в Европе около 400 лет. Свое название получил только в 19 веке, благодаря римским элементам. Романское искусство питалось из несольких источников: античных, ранних христианских, византийских и восточных элементов, искусства варварских народов. В результате взаимодействия в Х веке возник первый всеобъемлющий интернациональный стиль, который в разных странах отличался большим разнообразием.
С падением римской империи античная роскошь и искусства были преданы забвению. На смену им пришли грубые ремесленные формы и способы изготовления мебели.
Полукочевой образ жизни с постоянными опасностями грабежей не способствовал благоустройству жилища: по первому сигналу все ценное надо было спрятать от грабежа или пожара. Самая простая мебель и предметы обихода (о предметах интерьера, как и о самом интерьера говорить пока не приходится) изготавливались в рамках натурального хозяйства крестьянами.
Главным предметом обихода был сундук. Сундук выполнял роли шкафа, стола, кровати, стула и чемодана. Самые первые сундуки выдалбливали из цельных стволов деревьев. Сундук является родоначальником многих других позднее пришедших, или, вернее, вышедших из сундука, форм мебели. Сундук, поставленный вертикально явился прототипом шкафа.
Мебелью для сиденья почти не пользовались. Сидели на скамьях и на сундуках вдоль стен. Отдельный стул полагался только главе знатной семьи, высота конструкции стула и спинки отражала степень знатности. Обивка не использовалась. Сиденья были жесткие.
Жилые башни в замках феодалов зачастую состояли из сундуков, стола, камина и гобеленов на стенах от сквозняков. Кроватью служил несколько видоизмененный сундук с высокой стенкой в изголовье и, начиная с 12 века, балдахином. Декоративность мебели придавали кованные железные накладки, ряды гвоздей и расписные орнаменты и резьба.
Готика — (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi, ср.-лат. gotthus, греч. gothos из др.-верхн.-нем. gaut — исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr, отсюда этноним) — исторический архитекутрно-художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XII-XV вв.
Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра (около 1520 год, Ватикан) в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской».
Дж. Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) писал, что падение Римской империи повлекло за собой период забвения «истинно прекрасного», отмеченный господством «истощенной и устаревшей греческой манеры» (итал. maniera greca) и «испорченной» готической. Книжная миниатюра Готики, в сравнении с романской, характерна включением тончайшего, хоть и «колючего», растительного орнамента, похожего на античный акант, а строгий романский шрифт — каролингский минускул — сменяется причудливой вязью готического.
Эпоха Готики замечательна расцветом светской куртуазной культуры; рыцарские идеалы, вынесенные из Крестовых походов — отвага, самопожертвование и преклонение перед женщиной, — вместе с уважением к древней культуре Востока звучат в темах лирической поэзии, миннезанге, сочинениях трубадуров. В живописи появляется портрет. В этом смысле Готика, не обращаясь к античности, подготовила эпоху Возрождения с ее гармоничным соединением красоты тела и полета души. В английской готике период наивысшего развития стиля характеризуют термином "tracery" (англ, «узорчатость, разводы»), означающем качество «вибрирования, колебания стены» от игры световых лучей на тончайшем кружевном орнаменте. В середине XIV в. это же качество отмечается в германской готике; вначале подобный стиль именовали "Sondergotik" (нем. «странная, особенная, готика»), затем появилось название "Spatgotik" (нем. «поздняя готика»). В начале XIX в. французский историк Ш.-В. Ланглуа предложил термин "gothique flamboyant" (франц. «пламенеющая готика»). Стиль поздней «пламенеющей готики» называют также маньеризмом средневекового искусства (термин возник от характерных для 1350-1550-х гг. закрученных фиал и шпилей, напоминающих языки пламени).
Готический стиль возродил забытую античную мебельную технику, в частности рамочно-филенчатый принцип, известный еще древним римлянам. Именно в готическую эпоху начинается развитие художественного интерьера. Основным видом мебели продолжает оставаться сундук, из которого формируется сундук-скамья.
Появление разнообразных предметов обихода породило новые типы мебели, такие как, например, шкаф для посуды, кредеца и дрессуар — французские открытые подставки для тарелок на высоких ножках. Позднеготические шкафы имели очень разнообразную форму, служили в основном для хранения и попутной презентации посуды... Кровати в готический период украшаются балдахинами и высокими спинками, либо встраиваются прямо в стену для защиты от холода в плохо отапливаемых помещениях.
Мебель для сиденья всё ещё стоит у стен. Представительные кресла (стулья) остаются всё такими же неудобными. Гладкое дощатое сиденье имеет форму сундука. Оно довольно жёстко, не позволяет отвести ноги назад, а прямая резная спинка тоже комфорта не добавляла. Впрочем, были и некоторые достоинства «сиденья-ящика»: поставленный возле кровати он с успехом заменял домашний клозет. Имеются, правда, и более удобные стулья, выполненные на базе старых, складных.
Столы приобретают более стабильные и разнообразные формы. Самым характерным является стол с торцовыми стенками, сильно выступающей столешницей, с глубоким выдвижным ящиком. В конторах торговцев и банкиров начинают появляться письменные столы с поднимаемой столешницей, под которой было много маленьких ящиков, а иногда и просто скрытое пустое пространство.
Несмотря на то, что сундук остаётся основным видом мебели в домах знати, его внук — шкаф постепенно завоёвывает популярность.
Наиболее разнообразны шкафы для посуды: буфет, креденца и дрессуар. В буфет, состоявший из разделённых дощатых досок (иногда обтянутых тканью), ставилась золотая и серебряная (у кого поскромней — оловянная) посуда. Креденца — первоначально алтарная церковная мебель — стала популярна у мирян, как хранилище напитков и посуды. Дрессуар же представлял собой разновидность французской открытой подставки для тарелок на высоких ножках.
По сути дела, возникновение шкафа стало символом заката средевекового образа мысли. До тех пор человек не был привязан к своему жилищу, не ощущал свой дом домом в нынешнем понимании этого слова. Появление шкафа свидетельствовало о том, что человек прочно обосновался в своем доме, что дом для него теперь — не просто временное пристанище, откуда можно уехать в любой момент, погрузив сундуки с утварью на телегу. Обитатели средневекового города первыми обрели чувство постоянной крыши над головой, первыми начали связывать помыслы не с грядущим райским блаженством, а с удобством и богатством, которые стало реально достичь в земной жизни. Шкаф стал символом того, что владелец дома не просто обладает домашней утварью — он раскладывает ее так, чтобы ему самому было удобно пользоваться ею. Ключевым здесь является слово «удобство», не характерное для прагматичной и суровой эпохи раннего Cредневековья.
Стиль Тюдоров (годы правления 1485-1603) Англия.
По причине своей географической изоляции и сложной ситуации во внутренней политике Англия следует готической моде в течение гораздо большего времени, чем вся Европа, и остается в рамках средневековой концепции декорирования и домашней жизни.
После восшествия на трон Тюдоров, особенно королевы Елизаветы I, на смену готике пришёл стиль итальянского Возрождения. Во время её царствования искусство и оформление претерпевает серьёзные и значительные изменения. Началось появление большого количества и разнообразия оригинальной мебели. Произошло это в связи с изменениями, имевшими место в архитектуре жилых зданий, в связи с итальянским влиянием и, в свою очередь, благодаря английским дизайнерам Возрождения.
В первое время использовали декоративные возрожденческие мотивы, такие как арабески и резные медальоны с головам в профиль. Затем изменения распространяются и собственно на устройство мебели. Повсеместное использование токарного станка и резьбы позволили мебели елизаветинской эпохи получить оригинальный внешний вид и определить характерные черты собственного стиля что и сейчас немаловажно когда мы рзрабатываем дизайн интерьера дома. Ножки столов и колонны кроватей представляют собой типичную форму вазона или чаши, совместно создавая облик, предваряющий приближающийся стиль Барокко.
Поверхность изголовий кроватей с балдахином и креденц делилась на несколько частей с помощью карнизов и резных молдингов и украшалась фестонами, лентами, акантовыми листьями или львиными головами классического происхождения. Такое оформление было навеяно архитектурой. У стульев с подлокотниками спинка декорирована барельефами с изображениями дворянских гербов и геральдических фигур. Начиная с царствования Елизаветы I, сиденья станут более удобными, с подбивкой и кожаной или тканевой обивкой. Чаще всего используется древесина вяза, ясеня, ореха и каменного дуба.
В конце XVI века кровати теряют свою величественность, за исключением кровати королевы Елизаветы, размером 3 метра в ширину, с большими резными колоннами, поддерживающими балдахин, и архитектурным изголовьем, украшенным богатыми скульптурами, с фестонами из тяжёлых, обильно вышитых тканей в восточном стиле.
Существует несколько типов сундуков, ларей и ларчиков, как "Nonesuch Chest", что означает «несравненный ларь». При его изготовлении применялась резьба, металлические пластинки и мозаика, рядом размещались разные виды древесины, иногда экзотические, разных цветов или с разным рисунком. Ещё один интересный предмет — "Desk", переносной ларчик, служащий письменным столом. Его верхняя доска слегка наклонена, чтобы облегчить процесс письма. Внутри у него имеются выдвижные ящики и отделения для хранения бумаги, перьев и чернил.
Стиль Людовика XIII (1610-1643) Франция.
Покровительство искусства монархией начинается во время царствования Генриха IV, чьё правительство внесло вклад в обновление изящных искусств и ремесленничества, однако характеристики стилей Людовиков начинают проявляться именно во время правления его сына Людовика XIII. Появляется стационарная мебель, которая, в отличие от мебели предыдущих периодов, предназначенной для транспортировки из одного места в другое, была рассчитана на установку у стены.
Стулья имели высокую или низкую спинку, иногда точёные «ушки» (боковые части спинки) и ножки. Бюро или шкафы декорировались лёгкими колоннами. Кровати оформлялись балдахином, обильными драпировками, тканями, богатой тесьмой и бахромой.
Широко применялось дерево, обработанное на токарном станке, это позволяло добиться элегантного декорирования, более дешевого, чем применяемая раньше резьба. Обработанное на токарном станке дерево обильно используется в опорах и украшениях и может считаться основной характеристикой стиля. Также в мебели применяется фанеровка с листьями чёрного дерева или другими экзотическими материалами: приобщение к столярному делу, такому популярному в последующих стилях.
Используются такие предметы мебели, как консоль, бюро, центральный стол, табуреты, стулья, кресло со спинкой и с «ушками» — боковыми частями спинки. Популярная отделка: пилястры, вытачивание, кариатиды, ковровые изделия и драпировки.
Кресла обиваются тканью (обычно гобеленом) или кожей. Ножки столов и мебели для сидения делаются сильно витыми, с поперечной перекладиной в форме буквы Н. Лари начинают выходить из моды; их место занимают богато украшенные резьбой и инкрустацией шкафчики.
Стиль Людовика XIV Барокко (1643-1715) Франция.
Стиль Регентства/позднее барокко (1715-1723) Франция.
Стиль королевы Анны (годы правления 1702-1714) Англия.
Стиль Людовика XV/Рококо (годы правления 1723-1750) Франция.
Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVII век, был своего рода ответной реакцией на парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715).
Рококо — первый безордерный стиль, игривый и изящный, считающийся несерьезным и легкомысленным, ставший, тем не менее очень популярным и оказавший огромное влияние на развитие всех видов искусства, особенно декоративного. Это первый в истории архитектуры и дизайна помещений «уютный и беззаботный стиль».
Термин «рококо» происходит от французского «rocaille» ,что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты. Рококо часто считают поздней стадией барокко. Но как по используемым внешним формам, так и по своему внутреннему настроению, этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко.
Палитра — золотой, белый, цвет слоновой кости, кремовый, а также пастельные оттенки голубого, зеленого, розового и желтого. Французское рококо — своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием, использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость.
Стиль рококо — это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Китайские мотивы балдахина, мебельной обивки и расписанных по трафарету стен, присутствие повсюду золота, которое использовали, чтобы выделить важные элементы и детали: те же завитки, раковины, рамки филенок.
Для фонов интерьеров характерны были пастельные тона: голубые, зеленые, розовые, желтые, кремовые, беловатые и цвет слоновой кости. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо.
Стиль Чиппендейла (1718-1779) Англия. Рококо.
Томас Чиппендейл создал новый стиль, отличающийся большой комфортабельностью. Чиппендейл был резчиком по дереву, увлекся мебельным делом и скоро стал ведущим мебельщиком эпохи. Он прославился и как мастер-практик и как автор многочисленных проектов.
В 1754 году он издал руководство для столяров, в котором дал несколько рисунков мебели. Эти чертежи являлись единственным руководством вначале для Англии, а затем и для остальной Европы и Северной Америки.
Благодаря колониальной деятельности Англии, здесь, раньше, чем в других странах Европы появилось красное дерево, а так же предметы мебели из Китая. Красное дерево неразрывно связано с именем Чиппендейла. У китайских образцов он заимствовал резные ажурные перекладины, решетчатые элементы, у готических образцов зубчатые аркады и мотивы оконных переплетов и создал новый стиль, с которого начался расцвет английской мебели.
Первые образцы его мебели были еще в стиле королевы Анны, но постепенно они становятся более легкими и изящными. Высокая спинка стульев опускается, становится прорезной. Влияние рококо впервые проявилось в этих ажурных спинках с вставленными в них силуэтами вазы, орнамены, китайскими трельяжами или скрипки.
Диваны и канапе представляют соединенные между собой 2 или 3 кресла, кровати по большей части имеют балдахины в виде китайской пагоды. В повседневный быт входят напольные часы.
Родился он, скорее всего, в конце первой половины XVIII века. Работал столяром на улице Редкросс в Криплегейте, округ Сент-Джайлс. Известно также, что примерно с 1775 года он сотрудничал с Т. Чиппендейлом и Р. Адамом, создавал мебель по их эскизам, но по каким именно — не установлено. Был женат, умер рано, лет сорока от роду, не позже 26 июня 1786 года.
Опубликованная в 1789 году, через два года после смерти мастера, The Cabinetmaker and upholsterer's Guide принесла Хэпплуайту мировую славу. При жизни краснодеревщик Хэпплуайт был малоизвестен.
О его мебели можно судить в основном по этому альбому. Изделия отличаются простотой форм и легкостью. Отдельные детали с плавно изогнутыми линиями выявляют связь с мебелью предыдущего стиля — Чиппендейла. Сохраняют легкий изгиб и круглые или квадратные ножки в мебели для сидения.
Появляются новые варианты «крылатого» кресла. Диваны обиваются простыми полосатыми тканями и продолжают традицию комбинаций нескольких кресел. Кровати с балдахином на тонких стойках. Корпусная мебель имеет простые формы.
Выпускаются 2-х и 3-х ярусные платяные шкафы, книжные и другие шкафы. Широкое применение красного дерева в производстве мебели — заслуга Англии, а вернее, ее колониальной деятельности.
Стиль Шератона (1755-1780) Англия.
Томас Шератон — крупная фигура в английском мебельном искусстве конца 18 века. Видный представитель классицизма, он был скорее теоретиком–проектировщиком, нежели практиком.
Томас Шератон родился в Stockton-on-Tees, Англия. Он не имел университетского или академического образования, но он изучил рисунок и геометрию. Был отдан в учение местному краснодеревщику и долгое время работал как хороший краснодеревщик. Прежде чем заняться мебелью, Томас Шератон был и проповедником, и учёным. Он не был известен и не имел выдающихся достижений, пока в 39 лет в 1790 году не приехал в Лондон. Там он занимался тем, что консультировал и учил перспективе, архитектуре и дизайну мебели мастеров. На визитной карточке Шератона значилось: «учитель перспективы, архитектуры и дизайна мебели». Он был великолепным теоретиком, а собственноручно сделал лишь один предмет мебели.
В 1791 году Шератон издал знаменитую «Книгу эскизов для краснодеревщика и обойщика», которая, главным образом и принесла славу Шератону. Книга была издана в 3 частях, второй выпуск был в 1793 и третий в 1802, каждый с усовершенствованиями. В «Книге эскизов для краснодеревщика и обойщика» он представил мебель единого стиля, простую, с чётким силуэтом и геометрическим орнаментом из ценных пород дерева. Фактура дерева использовалась как декоративный элемент, а рисунок волокна тщательно отбирался.
Книга имела успех. Известно, что по крайней мере шестьсот краснодеревщиков и столяров приобрели его книгу, и она немедленно разошлась на большую часть страны. Во время этого периода у него не было собственной мастерской, и считается, что Шератон непосредственно никогда не делал ни одну из частей показанной в его книгах. Шератону принадлежит заслуга в создании ряда новых, практичных видов мебели, свободных от груза исторических наслоений и самоцельных, нефункциональных форм. Это образцы почти идеальных, полностью отвечающих своему назначению «бытовых вещей». Простота их подчас поражает; в свое время, в конце 18 века, они, должно быть, считались ошеломляюще «модерновыми».
1. Письменный стол (Ширер «Книга цен»)
2. Кабинет в стиле шератон (собственность г-на Джорджа Стонера)
3. Секретер в стиле шератон. Инкрустированное атласное дерево с нарисованными узорами (собственность г-на Джорджа Стонера)
Для мебели Шератона характерно почти полное изгнание кривых линий, выявление конструктивной формы, умеренное членение поверхностей. От предыдущих мебельных форм произведения Шератона отличаются главным образом доведенной до предела утонченностью деталей. Многие складывающиеся в этот период мебельные формы лягут в основу буржуазного мебельного искусства 19 века.
Такое качество шератоновской мебели, как целесообразность, не утратило своей актуальности и по сей день. В мебели Шератона доминирует прямая линия. Спинки стульев и кресел разнообразны по форме, изящны в пропорциях и рисунке, диваны большей частью имеют мягкие спинки и сиденья, изголовья кушеток решаются в виде глубокого кресла. Кровати снабжаются легкими, шатрообразной формы балдахинами. Неисчерпаемая фантазия мастера особенно ярко проявилась в бесконечном разнообразии форм стола. В мебели этого периода Шератон обходится небольшим набором накладных украшений; в основном это красивой формы латунные ручки дверок и ящиков, щитки замочных скважин. В отличие от мужественного стиля Хэпплуайта стиль Шератона считается более женственным. Именно он разработал изящные стулья с круглыми сиденьями для гостиной и устойчивые, с квадратным мягким сиденьем и твёрдой спинкой — для столовой. Ножки — четырёхгранные или в форме цилиндра. Ручки — круглые бронзовые.
Итак, Sheraton — это: пренебрежение к кривым линиям, в пользу прямых, конструктивность формы, но и утонченность простых, на первый взгляд, деталей. В основе стиля лежит, прежде всего, удобство. Спинки стульев, диванов, кушеток и кресел комфортны, не менее чем сиденья. Украшений минимум, и прежде всего это латунные (вовсе не драгоценных металлов) ручки шкафов и ящиков — детали, свидетельствующие о том, что хозяин следует стилю не в ущерб комфорту. Под маркой Sheraton предлагалась и «комбинированная» мебель — не для аристократов, но для немного разбогатевших выходцев из классов низших. Красное дерево по-прежнему остается ведущим материалом; однако, все шире используются и другие светлые породы, например, атласное дерево. Не случайно этот период в английском мебельном искусстве называют «периодом атласного дерева».
Многое из достигнутого крупным мастером–классицистом Томасом Шератоном прочно вошло в арсенал форм английской буржуазной мебели. Однако уже в поздних работах Шератона появляются первые признаки назревающей перемены вкусов: прямая ножка снова начинает вытесняться гнутой. На смену классицизму зарождается новый стиль — бидермейер.
Стиль Людовика XVI (годы правления 1774-1793) Франция.
Стиль Директории (1795-1799)и Консульства (1799-1804) Франция.
Русский ампир (1796-1825) в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
«Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг.
Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».
Бидермайер (1815-1848) первый самодостаточный стиль среднего класса, возник в Австрии.
Вена становится ведущим городом в Европе в области моды и искусства, а обыватели становятся законодателями стиля. Стиль Бидермайер выражает образ жизни типичного бюргера — сентиментальность, чистоплотность, функциональность быта и умеренность во внешних проявлениях. Biedermeier — имя типичного австро-немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust — «увеселительные песенки Славного Мейера») (нем. Biedеrmеiеr — игра слов: «Славный (добрый, честный) Майер» от Biedеmiann и Mеiеr).
Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ему свойственны безопасность, интимность, комфорт и умеренность. Художники Бидермайера не создали принципиально новых, оригинальных форм, они использовали старые элементы Ампира, австрийского стиля цопф (Stil Zopf), английского Классицизма, соединив их с лиричностью Романтизма, учитывая при этом и привычный уклад жизни немецкого бюргерства. По сравнению с искусственно насаждаемым стилем Империи, Бидермайер возник как естественный отклик на стремление людей к спокойной и упорядоченной жизни после десятилетий революций и войн.
Еще в конце XVIII столетия в моду стал входить «английский стиль», привлекавший своей рациональностью, скромностью и простотой. Состоятельные бюргеры стали заказывать мебель в стиле английского Регентства и короля Георга IV. От французского Ампира художники-декораторы и мебельщики взяли также лишь его конструктивность, смягчив при этом углы и прямые линии. Вновь после стиля Рококо стали привлекательными округлые формы, плавно изогнутые силуэты, изгибы ножек и ручек кресел и диванов.
В стиле Бидермайер, может быть, в последний раз в истории «больших европейских художественных стилей» наблюдается полное соответствие обстоятельств жизненного уклада, быта широкого круга людей, их внутреннего мира формам искусства. Именно в это время возник обычай содержать так называемую «чистую комнату», обставленную с особой заботой и служащую для приема гостей и демонстрации «хорошего вкуса» хозяев. Такие комнаты заполнялись несколько наивными сувенирами и украшениями: часами, вышивками, миниатюрами, и акварелями на стенах, часто выполненными самими хозяевами, цветами на окнах. Была модна мебель светлых естественных тонов дерева: груши, клена, вишни, ореха; обивка — ситец с мелким цветочным узором или полосатый репс.
Бидермайер явился реакцией на монументализм и неудобство ампира. Этот стиль полностью отвечал вкусам и наклонностям средней буржуазии. Интерьер и мебель этого периода характеризуются скромностью, удобством и упрощенными формами. Интерьер в стиле Бидермайер обычно украшен изящно расцвеченными и скомпонованными обоями. Дизайн предоставляет свободу воображению. Окна оформлены легкими муслиновыми занавесками и более тяжелыми занавесами с бахромой кисточками по краям. Большие ковры создают цветовые пятна, цветы используются всюду: в тканях, картинах и аксессуарах. Мебель характеризована геометрическими формами и изогнутыми линиями, компактными размерами, удобством, элегантностью, упрощенным декором. Задние ножки стульев, продолжение которых образовывало спинку, так же как ножки кушеток и диванов, были слегка выгнуты.
Декорирование мебели сводилось к подбору дерева и фанеры по их цвету и текстуре, пропуску прокладок и умеренному применению искусной резьбы; поверхность отделывали до получения блеска. Для изготовления мебели использовали гораздо больше пород, чем раньше. Широко применяли вяз, красное дерево, черешню, ясень, дуб, орех.
В эпоху бидермайера производилось много мягкой мебели. Она была разнообразной и часто изготавливалась гарнитурами, в состав которых входили кресла, диван, стулья и стол. Однако мебель гарнитуров не всегда имела одинаковые формы, что являлось ее характерной особенностью. Монументальной формой отличался диван с высокой спинкой, подлокотниками и часто с боковыми валиками.
Мебель бидермайера удобна в пользовании. Спинки диванов делали мягкими. Изменился вид кровати, прошла мода на балдахины. В этот период появились чехлы, которыми обтягивали мягкую мебель. Другой типичный элемент бидермайера — маленькие стеклянные серванты для демонстрации безделушек, сувениров и фарфора. Столы маленькие, легкие, простые в передвижении.
Этот стиль был очень популярен в северной Европе. Он оказал сильное влияние на мебель Скандинавии и России. В период бидермайера существовало три основных центра производства мебели в этом стиле — Вена (Австрия), Мюнхен (Бавария), Берлин (Пруссия).
Характерным примером особняка в стиле бидермайер можно считать замок Тегель (Schloss Tegel, 1824 г.) в Берлине, выстроенный К.Ф. Шинкелем (Karl Friedrich Schinkel) по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта
Ампир (1804-1815) (франц. Empire — империя от лат. imperium — командование, власть) — исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта.
Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799; стиль Директории) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой — началом реставрации Бурбонов (1814-1815).
В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Для Ампира — яркие, режущие глаз красный, синий, белый — цвета наполеоновского флага. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах — открытый эклектизм.
В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича... так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий».
Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины:
Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью — проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.
Ампирная мебель — это, скорее, архитектурно-скульптурное явление: здесь есть колонны, пилястры и фризы; грифоны, химеры, сфинксы, лебеди, Ники и львы, за которыми самой мебели почти и не видно. Наряду с традиционными уже венками, лаврами и пальметтами мастера включают в орнаменты военные мотивы: шлем, меч, щит и стрелы. К ним может быть добавлена имперская символика: орел, пчела, звезда и буква N, обрамленная венком, отделка античными деталями: древне римскими щитами, шлемами, копьями. Военный ритм жизни императора подарил нам складные табуреты с Х-образными ножками, прототипы наших походно-дачных вариантов. Еще одно нововведение: на столешницах туалетных столиков появляется наклонное зеркало, по обеим сторонам которого ставят свечи в канделябрах.
Примеры Викторианского дизайна
Стиль Макинтоша (1890-1910) Англия.
Ар деко (1920-1940) Франция.
Ар деко (1920-1940) Америка.
Конструктивизм (1920-1930) Россия.