Архитектурные термины

Абак (греч. Abax — доска) — верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями. Акведук (лат. аquaeductus, от aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.


Алтарь (лат. altaria, от altus — высокий) — жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме — отдельные сооружения с мраморным декором и рельефами. В христианских храмах алтарь — это стол (престол) для совершения священного таинства, в католических — декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой; в православных храмах (с XIV–XV вв.) то же, что иконостас. С VIII в. появились переносные алтари-складни с росписью на створках.


Амфитеатр (от греч. amphithéatron)
1) Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженной местами для зрителей, возвышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Зрительские трибуны поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми находились сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр — Колизей в Риме.
2) Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Ансамбль (франц. еnsemble — совокупность, стройное целое) — группа построек, объединенных художественно, функционально или исторически, в сочетании с элементами окружающего природного ландшафта. Композиция ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, определяться взглядами архитекторов или заказчиков.

Антаблемент (франц. еntablement, от table — стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на архитрав (несущий компонент), опирающийся на него фриз и карниз (венчающая часть). Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Анфилада (франц. еnfilade, от enfiler — нанизывать на нитку) — ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Апсида, абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод) — расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Арка (от лат. аrcus — дуга, изгиб) — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в Древнем Риме.
Части арки: плинтус, импост, лоб арки,пята арки, замковый камень, архивольт. Типы арок: килевидная, коробовая, многолопастная, подковообразная, ползучая, полуциркульная, стрельчатая.

Аркада (франц. аrcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей. Архитектоника (от греч. аrchitektoniké — строительное искусство) — художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти проявляется и в пропорциях, цветовой палитре и т. п. В более широком смысле архитектоника — композиционное построение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитрав (от греч. аrchi — приставка, означающая «главный», и лат. trabs — балка) — в архитектурных ордерах — балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах — широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском — состоящая из трех небольших горизонтальных уступов — фасций.
Атриум, атрий (лат. аtrium) закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

База (от греч. básis — подставка, основание) основание, подножие колонны или столба. Различаются по высоте и профилю (см. Ордера архитектурные, Обломы архитектурные). Особенно разнообразны готические базы, отличающиеся сложностью рисунка.

Базилика (от греч. basiliké — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos — свод, арка), увенчанной полукуполом. Входом в базилику является поперечный объём — нартекс — притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей.

Балдахин (итал. baldacchino — «шёлковая ткань из Багдада») — нарядный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарём; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла.
Появились балдахины на древнем Востоке, где, на ассиро-вавилонских и древнеперсидских барельефах, над царём носили большой зонтик, который на воздухе защищал его от дождя и зноя.
В традиционном искусстве Китая символизирует «счастливую судьбу», покровительство. Во многих культурах балдахин — символ власти. В XII веке в западно-европейском романском, а затем и в готическом искусстве под влиянием арабского Востока появляются каменные балдахины. В древнерусском искусстве принято название сень. Балдахин над кроватью — ткань, подвешенная на карнизе или колоннах, которая прикрывает кровать. Изначально балдахин над кроватью был предназначен для защиты от сквозняков и помогал укрыться от любопытных глаз. До ХIХ в. балдахины шили из тяжелой, плотной ткани. В XX в. балдахины претерпели изменения: сегодня их чаще всего шьют из льна, шелка или хлопка

Балюстрада (франц. balustrade) — ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т. д. Состоит из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.
Балясины — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, бетона и др. Балясины как элементы активно применяются в мебельном производстве.

Бельведер (итал. belvedere, буквально — прекрасный вид),
1) вышка, надстройка над зданием (чаще всего круглая в плане) или небольшая отдельная постройка на возвышенном месте, откуда открывается далёкий вид.
2) Название, закрепившееся за некоторыми дворцовыми сооружениями, находящимися в красивом природном окружении; таковы летняя резиденция папы в Ватикане (15—16 вв.), дворцы в Праге (1536—60, архитектор Дж. Спацио и др.), Вене (1714—24, архитектор Л. Хильдебрандт), Варшаве (1818—22, архитектор Я. Кубицкий).

Вальмовая крыша -четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.

Венец — в деревянном строительстве бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах бревна связываются путем врубки — с выступающими концами («в обло») или без них («в лапу», «в шип»). От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен. Виадук (франц. viaduc, от лат. via — дорога и duco — веду) мостовое сооружение большой протяженности на высоких опорах, возводимое в местах пересечения дороги с глубоким оврагом, ущельем, болотистой долиной реки и т. д. Различная высота опор, а также в некоторых случаях и разные размеры пролетов отличают виадук от эстакады.

Вилла (лат. villa – усадьба, поместье) загородный дом с садом или парком. В Древнем Риме так называли поместье, предназначенное для развлечений и отдыха. Живописно расположенные постройки группировались вокруг открытого двора, жилые помещения украшались мозаиками и росписью. Комплекс иногда включал здания храма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла Адриана в Тиволи, близ Рима, 125–135 гг. н. э.). В эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую композицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады (вилла Мадама в Риме, 1517 г., арх. Рафаэль, А. Да Сангалло). Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменяет сложная и прихотливая композиция пышных барочных вилл, рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса. В XIX–XX вв. вилла — комфортабельный частный дом с садом или парком в пригороде или на курорте.

Вимперг (нем. Vimperg) — высокий декоративный остроконечный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной резьбой или рельефами; по краям он обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

Волюта (итал. voluta, букв. — завиток, спираль) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком в центре; часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также для украшения консолей карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.
Галерея (франц. galerie, от итал. galleria)
1) Длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания.
2) Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен.
3) Верхний ярус зрительских мест в театре (галерка).
4) Название некоторых художественных музеев или их отделов (картинная галерея, национальная галерея).

Грот (фр. grotte от итал. grotta)
1) Карстовая форма рельефа, неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом, либо расширение пещеры после узкого прохода.
2) Особый тип паркового сооружения; павильон, имитирующий естественный грот. Гусек — архитектурный профиль, представляющий собою сочетание выпуклой и вогнутой дуги.

Дворец от «княжий двор» — жилище князя) резиденция правителя, представителя знати, духовенства или зажиточного человека.
Десюдепорт (франц. dessus de porte — над дверью) панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе XVII–XVIII вв.

Дорический ордер один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками — каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки — эхина и толстой квадратной плиты — абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы

Замковый камень (иногда просто замок) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у Шумеров до 7 у Вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Интерколумний (лат. intercolumnium, от inter — между и columna — колонна, столб) — пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре. Величина интерколумния (постоянная для каждой данной колоннады) зависит от масштабов сооружения, характера и ордера колоннады, а также от размера и материала колонн и архитрава.

Интерьер (фр. in-térieur лат. in-terior — внутренний вид, антоним фр. ex-térieur, лат. exterior — внешний вид) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением. В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме.

Интерьер складывается из трёх составляющих:
строительная оболочка — пол, стены, потолок;
предметное наполнение (оборудование, мебель);
функциональные процессы, формирующие и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.

Ионический ордер — один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками – каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков — волют. Антаблемент иногда без фриза, архитрав образуют три горизонтальные полосы; фриз часто сплошь покрывается рельефом. Ионический ордер отличается от дорического большей легкостью пропорций и богатым декором всех частей. Ионический ордер сложился в каменном зодчестве в ионических областях Древней Греции между 560 и 500 гг. до н. э. Особенное распространение получил в Греции в эпоху эллинизма.

Каблучок — архитектурный облом, состоящий из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах; обратный (выпуклая дуга внизу) — в базах колонн, цоколях. Подробнее см. Обломы архитектурные.

Каланча (тюрк., от араб. «кaл′a» — крепость) — возвышающаяся над зданием башня для наблюдения за возникновением пожаров. Каланчи имели колокол, площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями. С развитием телефонной связи каланча потеряла свое значение.

Каннелюры (франц. cannelures) вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную один к другому (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Капелла (позднелат. capella) — католическая или англиканская часовня: небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т. д. Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора – «венец капелл» в готической архитектуре), а также в замках и дворцах. Строились и отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла).

Капитель (от позднелат. сapitellum — головка) — пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре). Известны в зодчестве Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская (см. подробнее Ордера архитектурные). Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, Армении, Грузии, Средней Азии, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей.

Колоннада (франц. colonnade) — ряд или ряды колонн с антаблементом, часто с общим перекрытием. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде примыкающих к нему портиков и галерей. Они соединяют обособленные объемы и зрительно связывают постройку с пространством двора или площади, а также с окружающим ландшафтом. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (преимущественно в садово-парковом искусстве). Внутри здания колоннады обрамляют просторные залы, расчленяют парадный интерьер или объединяют его отдельные части.

Конек, конь, князек, князь в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение (в виде коня или птицы) венчающего крышу бревна — охлупня. Сегодня коньком называют верхнее ребро (гребень) двухскатной или четырехскатной крыши. Консоль (франц. console) — выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. д.

Контрфорс (от франц. contreforce — противодействующая сила) — каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (обычно наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Каменный контрфорс — один из важнейших элементов готических сооружений. Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.

Коттедж (англ. сottage, первоначально — крестьянский дом) — сельский или городской одноквартирный индивидуальный жилой дом, при котором имеется небольшой участок земли. Преимущественно бывают двухэтажными с внутренней лестницей: на первом этаже — общая комната, кухня, хозяйственные помещения, на втором — спальни. Коттедж возник в Англии в конце XVI – начале XVII в. и стал традиционным типом английского жилища. Сегодня коттеджи широко распространены и в других странах.

Лепнина — рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Лоджия (итал. loggia, от древневерхненем. loubja — беседка) — помещение, открытое с одной или нескольких сторон, где стену заменяет колоннада, аркада, парапет и т. д. Может быть отдельным сооружением или частью здания (балкон, углубленный в стену; вход), пластически его обогащающей.

Люнет, люнетта (франц. lunette, букв. — лунка) — арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью. В сквозных люнетах помещаются окна, глухие люнеты часто украшаются росписью или скульптурой.

Мавзолей (лат. mausoleum, от греч. mausõléion) — монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и (иногда) поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (ныне в Турции, IV в. до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в Средние века на Востоке. В XX в. в тоталитарных государствах возводятся мавзолеи политических деятелей.

Манеж (франц. manège) — прямоугольное или круглое в плане здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний. В архитектурном отношении наиболее выразительны манежи XVIII–XIX вв. (манеж в Москве, 1817–1825 гг., инж. Л. Л. Карбонье, по проекту А. Бетанкура, арх. О. И. Бове).

Мансарда (франц. mansarde) — помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. В широком смысле мансарда — любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.

Мезонин (от итал. mezzanino) — надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.
Наличник — декоративное обрамление оконного проема. Термин «наличник» обычно употребляют применительно к русской архитектуре XV–XVIII вв.

Наос, целла (греч. naós) — главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества; помещение для молящихся в христианском храме.

Нартекс, нарфик, притвор (позднегреч. nárthëx, от греч. «ларчик, шкатулка») — входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма.
Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Нервюра (франц. nervure, от лат. nervus — жила) — арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода; то же, что гурт (в знач. 2). Система нервюр (главным образом в готической архитектуре) образует каркас, облегчающий кладку свода.

Ниша (франц. niche, от итал. nicchia) — углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр. Иногда ниши применяют для пластической обработки стены.

Обломы, мулюры — архитектурные элементы, различающиеся по профилю (поперечному сечению) на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусек, каблучок и др.). Располагаются по горизонтали (цоколи, карнизы, межэтажные пояса, тяги, базы колонн), иногда по наклонной (карнизы фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания. Впервые были использованы в Древней Греции, заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной практике, применительно к металлическим, бетонным и деревянным элементам конструкций, употребляется термин «профили» (переплеты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).

Обмеры — точные измерения всех элементов архитектурного сооружения или комплекса с последующей фиксацией параметров на чертеже. Обмеры – один из основных источников для реставрации или воссоздания произведений архитектуры; важный материал для анализа закономерностей построения архитектурной формы.

Павильон (франц. pavillon, от лат. papilio — шатер)
1) Небольшая, легкая по конструкции открытая постройка (многие храмы и дворцы Востока, европейские парковые сооружения).
2) Часть дворцового здания, имеющая самостоятельную крышу.
3) Постройка для выставочной экспозиции, киносъемок, торговли.

Пагода (португ. pagoda, от санскр. «бхагават» — священный; кит. «бао-та», букв. — башня сокровищ) — буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Возникли в начале нашей эры в Китае, известны в Корее, Японии, странах Юго-Восточной Азии. Имеют форму павильона или башни (часто многоярусной), квадратных, 6-, 8- или 12-угольных в плане. Строительным материалом для пагод служат дерево, камень, кирпич, металл.

Палата (лат. palatium – дворец) — дворцовый зал, бесстолпный или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата в Московском Кремле). В русской средневековой архитектуре палаты — богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в два или более этажей, с многочисленными помещениями. С XVII в. палаты принимают характер небольших дворцовых корпусов или особняков (палаты Волковых, Троекуровых в Москве).

Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец; название происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строили свои дворцы древнеримские императоры) — тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения. Сформировался в XV в. Классическое палаццо представляло собой трехэтажное (реже двух- или четырехэтажное) здание, выходившее фасадом на улицу. Композиционным центром был внутренний двор, обнесенный арочными галереями. Ранние палаццо отличались замкнутостью и монолитностью объема, суровостью внешнего облика и имели фасады, отделанные крупным рустом. С XVI в. в оформлении фасадов усилилась роль ордерных элементов и скульптурного декора; постройки обрели большую связь с городским окружением и природной средой. К задней стороне здания часто стал примыкать террасный сад. В различных областях Италии сложились местные разновидности палаццо.

Пандус (от франц. pente douce — пологий склон) — прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания, или для подъема автомобилей в многоярусных гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы. В XX в. пандусы чаще всего устраиваются в общественных и промышленных зданиях, гаражах и т. д.

Панель (нем. paneel) — крупноразмерный плоский элемент строительной конструкции заводского изготовления. Широко применяются в современном сборном строительстве.

Панно (франц. panneau, от лат. pannus — кусок ткани) — часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. д.) и заполненная живописным или скульптурным изображением, рельефом.

Патио (исп. patio) — открытый внутренний двор, часто окруженный галереями. Широко распространены в средиземноморских странах и в Латинской Америке.

Пергола (итал. pérgola) — увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей (легких решеток) на арках и столбах. Служит укрытием от зноя. В садах XVI в. и регулярных парках XVII–XVIII вв. перголы выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок-шпалер. Применяются в современной парковой архитектуре.

Периптер (греч. peripteros — окруженный колоннами, от peri — вокруг и pteron — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: Периптер — прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса, позади наоса часто устраивалось закрытое помещение — опистодом (храм Деметры в Пестуме, Парфенон). Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.

Перистиль (греч. peristylos, от peri — вокруг и stylos — столб, колонна) — прямоугольный двор, сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Перистиль как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н. э., широкое распространение получил в эпоху эллинизма и в Древнем Риме.

Пилон (итал. pilone — столб, от греч. pylón, букв. — ворота, вход)
1) Массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов.
2) Башнеобразные сооружения с трапециевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы.

Пилястра (итал. pilastro, от лат. pila — колонна, столб) — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же элементы (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части — энтазиса. Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре для декоративного членения стены. Иногда конструктивно усиливают стену.

Плафон (от франц. plafond — потолок) — в широком смысле — любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры (сюжетное и орнаментальное) также обозначается термином «плафон». Живописные плафоны могут исполняться непосредственно по штукатурке (в технике фрески, масляными, клеевыми, синтетическими красками), на прикрепляемом к потолку холсте (панно), мозаикой и другими способами.

Портик (от лат. porticus) — ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античном зодчестве Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма.

Постамент (нем. Postament) — архитектурное основание скульптуры, колонн и т. д.; подставка, на которой устанавливается произведение станковой скульптуры.

Раскреповка — небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента (участок над колонной); применяется для членения и пластического обогащения фасада.

Роза — круглое окно в романских и готических постройках XII–XV вв. с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка. Розой называют также аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий.

Рокайль (франц. rocaille, букв. — мелкий дробленый камень, раковины)
1) Мотив орнамента в виде стилизованной раковины.
2) Термин, иногда применяемый для обозначения стиля рококо.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.

Руст, рустовка (от лат. rusticus — простой, грубый) — рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Сандрик — декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Тамбур (араб.; франц. tambour, букв. — барабан) — небольшая пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными дверями или проходное пространство за ними, служащее для защиты от холодного воздуха и ветра.

Терраса (франц. terrasse, от лат. terra — земля) — открытая с трех сторон (с XIX в. чаще застекленная) летняя неотапливаемая пристройка к зданию, сообщающаяся с ним дверью и перекрытая крышей на столбах. Террасами называют также части террасных сооружений, уступами спускающихся по склону.
Тосканский ордер упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже I в. до н. э. — I в. н. э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.

Тяга — горизонтальный или вертикальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.
Фасад (франц. facade, от итал. facciata, faccia — лицо) — наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный, уличный фасад, боковые фасады, дворовый, парковый и др. Пропорции, тектоническое и декоративное членения фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Флигель (нем. Flügel, букв. — крыло) — вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы и функционально и композиционно подчиненная ее главному сооружению.
Фонарь (от греч. светоч, факел)
1) Круглое или многогранное в плане сооружение с большими оконными проемами, венчающее купол или какое-либо другое перекрытие и служащее для их естественного освещения.
2) Остекленный или имеющий ряд окон выступ в стене здания на высоту 1-2 или более этажей; то же, что эркер.
3) Остекленная часть кровельного покрытия, предназначенная для верхнего освещения.

Фриз (франц. frise)
1) В архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым.
2) Сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и т. д.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто оформляется скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Холл (англ. hall) — в период раннего средневековья большое помещение под высокой двухскатной кровлей, в котором собирались члены англосаксонского рода; позднее в традиционном английском жилище общая комната, приемный зал с лестницей на верхний этаж. В современных общественных зданиях и гостиницах небольшой зал для отдыха, ожидания, встреч. Иногда холлом называют также зал для публичных собраний, концертов.

Цоколь (от итал. zoccolo, букв. — башмак на деревянной подошве) — нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями (см. Обломы архитектурные), получает декоративную отделку.

Часовня — небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря (в часовне читаются молитвы, но литургия не совершается). Служили памятниками, ставились в городах, деревнях, на дорогах, на кладбищах, устраивались в богатых домах.

Шпиль (нем. Spille) — вертикальное остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды, увенчанных флагом, скульптурным или резным изображением.

Щипец — верхняя часть, как правило, торцовой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделенная снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двухскатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания.

Эркер (нем. Erker) — полукруглый, треугольный или многогранный остекленный выступ в стене здания. Делается чаще всего в несколько этажей, иногда во всю высоту фасада (обычно кроме первого этажа); увеличивает площадь внутренних помещений, улучшает их инсоляцию.